prichini-zadershkiОчень часто различные заболевания наших детей – параличи, травмы позвоночника, приводят к тому, что у ребенка развивается так называемая Задержка психо-речевого развития.

История происхождения термина Задержка психического развития.

Когда-то давно, на этапе становления психологии инвалидов или Специальной психологии, ученые заметили, что в школе есть дети, у которых успеваемость снижена и они не были не настолько развиты как другие дети их возраста. У этих детей не был поражен мозг, как, например у детей олигофренов, но все равно они по развитости находились между олигофренами и обычными детьми.  Оказалось, что у этих детей снижена мотивация к обучению, снижен интеллект и другие когнитивные процессы такие как память, внимание, мышление… Тогда кто-то предложил ввести термин Задержка психического развития. И именно тогда начали изучать это явление.

Виды ЗПР

Эти ученые очень плотно занялись изучением данного психического феномена, что позволило выделить несколько видов Задержки психического развития, которые различаются видом происхождения:

  • Конституциональная ЗПР
  • Соматогенная ЗПР
  • Психогенная ЗПР
  • ЗПР церебрально-органического характера 

Конституциональная ЗПР

На развитие этого вида задержки влияет наследственность. Если, например, в семье были дети с ЗПР, то велика вероятность, что и ваш ребёнок родится с этим отклонением

Дети с конституциональной зпр более мелкие чем их сверстники. И не выглядят на свой возраст, как по конституции, так и по уму.  Они более миловидные, и  хрупкие. Именно поэтому этот вид зпр и называется конституциональным – от слова конституция.

Соматогенное зпр

Детей с этим видом задержки рожают здоровые родители, но вследствие перенесенных заболеваний, которые затрагивают мозг ребенка, у него и развивается ЗПР.

В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны.

Психогенная ЗПР.

На развития этого вида ЗПР влияет внешняя среда. Запущенность в воспитании, отсутствие контролирующих факторов, или наоборот повышенная требовательность к ребенку и приводит к развитию ЗПР. Мне вспоминается один случай, когда ребенок остался один в квартире. Мама ушла к новому любовнику, а про него может быть забыла, а может просто не захотела брать его с собой.

Через некоторое время ребенок стал отставать в развитии. Не успевал на уроках и стал «глупым». По детей с ЗПР это самый правильный термин. Они просто глупые.

Я вообще считаю, что большинство видов задержки имеют психогенное происхождение. Если брать для примера конституциональный вид ЗПР, то таких детей не любят сверстники. Над ними издеваются в следствии того, что они выглядят более мелкими чем их сверстники, а значит являются хорошей мишенью для насмешек. Это приводит к тому, что ребенок все меньше и меньше общается с детьми своего возраста  и его нормальное развитие нарушается.

Зпр церебрально-органического характера

Этот вид зпр развивается в следствии повреждения головного мозга, которое может произойти, как в утробе матери, так и на раннем этапе развития.

Методы коррекции задержки психического развития.

В первой части я вам рассказал теорию, которую вы можете почитать в любом учебнике по специальной психологии. А теперь поговорим о практике.  Мне приходилось в своей жизни очень часто общаться с детьми и взрослыми, у которых была задержка. Да, да. У взрослых она тоже бывает, ведь если задержку не скорректировать в детстве, то человек с ней и будет жить. Правда в определенном возрасте человеку меняют определение ЗПР на шизофрению, умственную отсталость или просто на инфантилизм.

Что бросается в глаза, когда видишь ребенка или взрослого с ЗПР. Это прежде всего отсутствие контроля за своим вниманием. У него или бегающий взгляд, или просто он часто отвлекается и из за этого не может справится с простейшим заданием. А ведь процесс внимания влияет на процесс запоминания, мышления, восприятия и т д. Поэтому при корректировке ЗПР нужно обращать на внимание ребенка в первую очередь.  Постоянно напоминайте ему, что он должен быть внимателен. Играйте с ребенком в различные игры, в которых нужно быть внимательным. Покупайте ему различные раскраски. Пусть он рисует.

А если ребенок не может рисовать в следствие каких-то факторов. Например, при Детском церебральном параличе ребенок, в следствии повышенного тонуса не может рисовать. Ну какая разница как рисовать? Тут важен сам процесс, а не результат.

Так же поступайте и с памятью. Учите с ребенком стихи, смотрите с ним различные мультфильмы, а потом заставляйте его пересказывать сюжет. И побольше разговаривайте с ним. Учите его готовить, пусть даже ему 7 лет. Учите его всему или просто объясняйте. Этим вы разовьете у него жажду познания, которой и не хватает людям с ЗПР.

Так же бросается в глаза наивность в выражении эмоций. Ребенок увидел цветок и обрадовался. Его отругали и он обиделся. И, если для ребенка в 7 лет такое поведение нормально, то для ребенка в возрасте 12 ти лет такое поведение не типично.

Поэтому возьмем на заметку, что проявление эмоций своего ребенка тоже нужно корректировать.  Когда-то давно мама меня постоянно ругала за то, что я по любому поводу обижаюсь. Она заставляла меня контролировать свои эмоциональные проявления. Вообще… Нужно учить таких детей самоконтролю, ведь именно его, как правило, и не хватает таким детям.

 

Канарейкин Максим/ Инвалид

.