1248968322_110031-frederikaВ предыдущих статье мы рассмотрели, как проявляется ЗПР у детей (Канарейкин, 2013), а еще раньше мы писали о том, что задержку психического развития можно классифицировать по этиологии:

  1. Конституциональная ЗПР.
  2. Зпр психогенного происхождения.
  3. Зпр соматогенного происхождения.
  4. Зпр церебрально-органического генеза (Канарейкин, 2013).

В этой статье мы рассмотрим психические особенности детей с задержкой психического развития, а уже в следующих статьях мы постараемся дать более расширенные рекомендации по коррекции ЗПР.

Психологические особенности мы будем рассматривать в таком порядке:

  1. Особенности мышления.
  2. Память.
  3. Внимание.
  4. Эмоциональная сфера.

Особенности мышления

Нужно сказать, что мышление для простоты принято делить на наглядно-действенная, наглядно-образная и понятий, словесно-логическая.   Все эти виды мышления у нормально развивающихся людей сосуществуют в единстве. В эдаком сплаве, и человек использует свой вид мышления для решения определенных задач. Но вот у детей с задержкой эти виды мышления развиты плохо. Если наглядно-действенное мышление у таких детей по развитию приближается к показателям, которые демонстрируют нормально развивающиеся дети или даже опережают их, то остальные виды развиты слабо.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета). (Жаринова, 2011)

Больше всего у них страдает словесно-логическое мышление. Дети с Зпр не могут правильно сформулировать свою мысль.. А так же у них очень скудный запас об окружающем мире.

Развитие словесно-логического мышления у них также значительно отстает по сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся сверстников. При этом обнаруживается выраженная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления. Так, обобщение видовых понятий (и реальных объектов) и классификация реальных объектов, непосредственно связанные с усвоением лексики языка, оказываются доступными детям, хотя и на несколько более низком уровне, чем это делают нормально развивающиеся. Значительное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.

Нам кажется, что отставание в развитии словесно-логического мышления объясняется тем, что у таких детей плохо развито восприятие. Такие дети смотрят, но не видят. Слушают, но не слышат. В народе про таких говорят: «смотрит в книгу, видит фигу».

Особенности внимания.

Внимание – это одна из важных функций, без которой человек не смог бы воспринимать объект, запоминать объект и т д.

У детей с задержкой психического развития наблюдается недостаток внимания. Они долго не могут сосредоточиться, быстро отвлекаются. Их внимание не устойчиво и об этом мы уже говорили, как об одном из характерных признаков ЗПР (Канарейкин, 2013).

Вот, что говорит по этому поводу Жаринова:

Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других — сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания.

Нужно сказать, что именно недостаток внимания приводит к тому, что дети с задержкой психического развития плохо воспринимают окружающий мир, ведь чтобы у нас нормально функционировало восприятие, нам нужно обратить на что-то во внешнем мире свое внимание. А иногда и сосредоточиться на этом. Но вот такое «плавающее» внимание, приводит к тому, что у детей с ЗПР наблюдается фрагментарность в знаниях о мире и скудность понятийного аппарата.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. (Жаринова, 2011)

Память

По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники (Лубовский, и др., 2006)

Вы теперь можете и сами понять почему у детей с ЗПР плохая память. Недостаток внимания и легкая переключаемость приводят к тому, что они «здесь помнят, а тут не помнят». Или не помнят вообще, ведь чтобы у нас что-то записалось в долговременную память, нам нужно определенное время удерживать это в оперативной памяти. Но так как такие дети быстро переключаються, у них процесс записи не успевает закончиться.

Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Поэтому эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное.

Другими словами память у них ослаблена. Отчего? Может от того, что с детства они свою память не напрягали? Так же как и внимание.

Эмоции

Эмоции у таких детей неустойчивы. Они быстро переходят из состояний радости к грусти и наоборот. Эмоции тоже отстают в своем развитии от сверстников. Т е девочка в 15 лет может выражать радость так, как будто ей не 15, а 5.

Они легко обижаются так же легко прощают человека.

У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.

Другими словами такие дети, как никакие другие нуждаются в спокойной обстановке. Они подвержены развитию стресса. И мы уже писали о том, что дети с ДЦП сильно подвержены стрессу. (Канарейкин, 2013), а ведь у таких детей наблюдается задержка психического развития из-за плохого освоения пространства, обусловленного заболеванием. (Канарейкин, 2013) и мы уже можем понять, что если задержка при ДЦП не является церебрально-органической этиологии, то уж психогенного происхождения точно.

Заключение

Мы постарались описать психологические особенности детей с ЗПР. Конечно можно было бы в этой статье рассмотреть вопрос коррекции, как мы постарались сделать в одной из прошлых статей, но та статья у нас получилась не совсем такой, какой задумывалась и поэтому здесь мы решили разделить эти вопросы..

Список литературы

  1. Жаринова Н Д ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ // ВЕСТНИК ТОГИРРО . - Тюмень : Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2011 г..
  2. Канарейкин М М ЗПР. Виды и рекомендации по коррекции  // Инвалид. - 2013 г.. - .
  3. Канарейкин М М Принцип лечения ДЦП  // Инвалид. - 2013 г.. - .
  4. Канарейкин М М Проявление ЗПР у детей  // Инвалид. - 2013 г.. - .
  5. Канарейкин М М Хронический стресс у людей с ДЦП// Инвалид. - декабрь 2013 г.. - .
  6. Лубовский В [и др.] Специальная психология  / ред. Лубовский. - М : Академия, 2006.

 

.