68114787_1292866943_30433_file_antistressВ прошлых статьях мы говорили о том, что стресс является чуть ли не принадлежностью людей с детским церебральным параличом(Канарейкин, 2013) и может являться фактором, который усиливает спастичность мышц и гиперкинезы (Канарейкин, 2013).

Но если стресс так может влиять на людей с ДЦП, то наверное, нужно научиться бороться со стрессом как своим, если вы уже взрослый инвалид или у своего ребенка, если вы мама ребенка с ДЦП.

Про детей нужно сказать, что у них снять стресс не просто, ведь у ребенка еще только начинают формироваться регулятивные механизмы организма. А так же само заболевание: ДЦП не всегда позволяет использовать те методы, которые предлагаются различными авторами для снятия состояния стресса. Тем более нет методов разработанных специально для детей.

Но мы постараемся привести методы снятия стресса не только  для взрослых людей, но и для детей не только с ДЦП, но и здоровых.

Методы борьбы со стрессом

Методов борьбы со стрессом очень много. Разные авторы предлагают разные методы:

  1. Аутогенная тренировка.
  2. Медитация
  3. Легкий массаж.
  4. Арт терапия (терапия рисунком)

Давайте их разбирать последовательно.

Аутотренинг.

Аутотренинг разработан очень давно в 1932 году Иоганном Шульцем, который предложил использовать этот метод в качестве лечебного. В России же аутотренинг стал применяться в конце пятидесятых годов 20 Века. Конечно этот метод применяется не только для снятия стрессового состояния, но и как метод лечения других заболеваний.

Лечебный эффект АТ обусловлен возникающей в результате релаксации трофотропной реакции, сопровождающейся повышением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что, в свою очередь, способствует нейтрализации негативной стрессовой реакции организма. (Википедия, 2013)

Другими словами АТ – аутотренинг или аутогенная тренировка это техника расслабления через самовнушение. От медитации ее отличает то, что медитация – это расслабление через размышление.

Нужно сразу указать, что здесь мы не будем рассматривать эти методы борьбы со стрессом глубоко. Потому, что каждый сможет найти в сети информацию по этим методам борьбы со стрессом. Тем более эти методы сами по себе являются обширной темой, которую не осветишь в одной, двух и даже в десяти статьях.

Но вернемся к теме.

Аутотренинг делится на две ступени:

  1. Низшую.
  2. Высшую

Согласно классификации д-ра Шульца, используемой и в настоящее время, АТ разделяется на «низшую» ступень, включающую упражнения на релаксацию и самовнушение, и «высшую», направленную на введение пациента в трансовые состояния разной глубины и интенсивности. (Википедия, 2013).

Я сам делю аутотренинг тоже на две ступени:

  1. Снятие физического напряжения.
  2. Снятие психического напряжения

Занятия аутогенной тренировкой должны быть систематическими, потому, что при таком подходе со временем начинает меняться сама личность человека в сторону повышения стрессоустойчивости и спокойствия. Т. е человек начинает меньше реагировать на стрессоры и становится более спокойным. Это я могу сказать по своему опыту. У меня ДЦП и занятия аутотренингом действительно сделало меня более спокойным, что в свою очередь повлияло на снижение спастичности и гиперкинезов.

Медитация

Этот способ предлагает Федорова Т. И (Федорова, 2009), как один из один из способов борьбы со стрессом. Что такое медитация?  Медитация – это расслабление через сосредоточение на своем внутреннем мире:

Специализированные словари и энциклопедии дают много определений этого термина которые позволяют рассматривать медитацию

  • Как особую разновидность углубленного размышления о каком-либо предмете, духовной истине, иной идее, сопровождаемое отвлечением «от внешне-случайных обстоятельств», устранением «всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное и другое напряжение)»);
  • Как состояние внутреннего сосредоточения или как действия для его достижения;
  • Как «измененное состояние сознания», обусловленное как внешними, так и внутренними причинами или как «тип психотехники, продуцирующий измененные состояния сознания» (вариант: как форму психической активности с целью погружения «в особые трансовые состояния»). (Википедия, 2013)

Существует большое количество техник и методов медитации, но всех их объединяет одно. Практикующему предлагается сосредоточится или на своих ощущениях или на дыхании либо на внешнем предмете. Через некоторое время практикующий должен расслабиться и погрузится в медитативный транс. Если у вас не получилось войти в медитативное состояние сходу, то не переживайте. У меня тоже не сразу получилось войти в данное состояние. Правда я сосредотачивался не на внутренних ощущениях а на внешнем объекте, так называемой, мандале. В некоторых старых книгах выделяют еще два способа медитации:

  1. Размышление над текстами религиозных книг
  2. Сосредоточение на движении.

Первый способ и ведет к, так называемому «просветлению» или инсайту. А ведь цель медитации является не избаление от стресса, а именно этот инсайт.

Второй метод является сутью медитации в движении, о котором мы говорили в статье о коррекции своего Я-телесного (Канарейкин, 2013).

Массаж.

Про массаж мы уже говорили в статье посвященной коррекции я-телесного у людей с ДЦП. Мы там указали, что массаж для такой коррекции должен быть легким, чтобы не выбивать человека из состояния транса. Именно транс являлся целью в той статье. Здесь мы говорим о том, же самом массаже, но целью здесь является уже не транс, а снятие мышечного напряжения у взрослого или ребенка. (Канарейкин, 2013)

В основе действия расслабляющего массажа лежит обратная закономерность – расслабленные массажем мышцы передают в мозг успокаивающие импульсы, что приводит к общему успокоению нервной системы и к релаксации. При релаксации происходит торможение электрофизиологических процессов в центральной и периферической нервной системе, благодаря чему достигается состояние, близкое к здоровому сну. Массажные приемы выполняются плавно, размеренно, мягко, с преобладанием поглаживаний, легких разминаний и растираний. Приемы ручной прерывистой вибрации (рубление, поколачивание и пр.) не применяются. (Булгакова, 2011)

И дальше она продолжает:

В моменты психического возбуждения и стресса мышцы непроизвольно напрягаются, а напряженные мышцы влияют на психоэмоциональное состояние. Если напряжение затягивается, то наступает переутомление, снижается работоспособность, утяжеляется  стресс. В основе действия расслабляющего массажа лежит обратная закономерность – расслабленные массажем мышцы передают в мозг успокаивающие импульсы, что приводит к общему успокоению нервной системы и к релаксации.

Арт-терапия

Арт-терапия или терапия рисунком применяется в психологии давно. По теории человек в рисунке выражает собственные проблемы, а значит рисунок является источником для работы психотерапевта. Но каким боком может иметь живопись к снятию стрессового состояния? Дело в том, что стресс является источником психического напряжения, а невозможность высказаться усиливает реакцию на стресс. Создает внутреннее напряжение. А так, как в рисунке человек может выплеснуть свою проблему наружу, он чувствует расслабление и, как следствие снятию стрессового состояния.

Список литературы

  1. Булгакова О С ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К НЕФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ [Журнал] // ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. - Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2011 г..
  2. Википедия Аутогенная тренирока// Википедия. - 2013 г.. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F3%F2%EE%E3%E5%ED%ED%E0%FF_%F2%F0%E5%ED%E8%F0%EE%E2%EA%E0.
  3. Википедия Медитация // Википедия.- 2013г.. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%E8%F2%E0%F6%E8%FF.
  4. Канарейкин М М Коррекция Я-телесного или «образа тела»  // Инвалид. - 2013 г..
  5. Канарейкин М М Массаж и ЛФК для коррекции Я-телесного  // Инвалид. - 2013 г.. -
  6. Канарейкин М М Спастика и гиперкинез — это следствие стресса? // Инвалид. - 2013 г.. -
  7. Канарейкин М М Хронический стресс у людей с ДЦП  // Инвалид. - декабрь 2013 г.. -
  8. Федорова Т И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ У СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ  // СИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ . - Омск : Омская академия МВД РФ, 2009 г..

 

.